СТОЛЯРОЧКА
Главная
Статьи
Породы древесины
Текстуры
Пороки
Технология
Порезка
Сушка
Склейка
Обработка
Оборудование
Инструменты
Углы резания
Шлифовка
Сделай САМ
Резьба по дереву
Отделка
Справочники
Ссылки
Сделай свой сайт
Фотогалерея

Резьба XIX-XX веков

Курс №2. Резьба по дереву в SolidWorks

Богородская скульптура и игрушка

Село Богородское издавна принадле­жало к владениям Троице-Сергневой Ла­вры, при которой еще в XV - XVI веках были широко развиты народные ремес­ла. В начале ХХ века была организована артель, которая в 1960 году была преобразована в Богородскую фабрику худо­жественной резьбы. Наиболее ранние произведения бого­родских резчиков, сохранившиеся в му­зейных коллекциях, относятся к концу XVIII - началу XIX века. Это нарядные кук­лы в костюмах гусаров и барынь, крестьян и крестьянок, многофигурные скульптурные композиции, резные миниатюры так называемой «китайской мелочи» и многие другие персонажи. Из этих фигурок можно составлять разнообразные жанровые сценки.

Для каждого популярного сюжета и образа, привлекавшего внимание мастеров, отрабатывалась наиболее выразительная композиция, удобная для повторения и предельно экономная в отношении затраты труда; фигуры имели наиболее типичный силуэт, необходимые детали были тщательно отобраны, канонизирована техника резьбы фигурок от первичной обработки чурки до окончательной отделки.

Фото Курочка и цапля
Рис. 1. Богородская скульптура. Курочка и цапля.

Исходную форму первоначального куска дерева выбирали с учетом композиции. Очертания намечали при зарубке топором. Наметив в стадии зарубки основное положение и пропорции фигурок, мастер удалял с помощью стамесок лишнее коли­чество древесины и уточнял детали. Завершали обработку поверхности изделия при помощи богородского ножа. Следы обработки ножом и стамеской сохраня­лись и после отделки изделия. Они позволяли подчеркнуть красоту материа­ла и виртуозность техники исполнения, придавали выразительность деталям. В го­товом изделии оставалось ощущение формы деревянной горбушки. Отчасти поэтому, даже не беря в руки богородские изделия, не чувствуя их легкости, не ощу­щая поверхности, можно безошибочно узнать материал. Животные в богород­ской игрушке выглядят очеловеченными.

 

Абрамцево-Кудринская резьба

В 80-х годах XIX века в Абрамцево ­подмосковном имении мецената С.И. Ма­монтова были организованы мастерские резьбы по дереву, первоначально предназ­начавшиеся для нужд имения. В Абрамце­во бывали великие российские художни­ки - Васнецов, Поленов, Поленова, Репин, Суриков, Серов, Врубель. Многие из ху­дожников, приезжавших в Абрамцево, со­здавали образцы мебели, посуды, утвари в народном стиле. Елена Дмитриевна Поле­нова приняла на себя руководство мастерскими и школой резьбы по дереву. К концу 80-х годов XIX века мастерские начали вы­пускать изделия на продажу. Е.Д. Полено­ва выполняла рисунки для резной мебели и утвари, коллекционировала изделия на­родных мастеров различных областей России, демонстрировала их художникам и мастерам, посещавшим Абрамцево. Осо­бенностью этих изделий являлось то, что в них были использованы орнаменты вя­зания кружев, вышивки, росписи.

В 1887 году в мастерские Абрамцево пришел резчик - крестьянин села Кудри­но - Василий Петрович Ворносков. Рабо­ты этого резчика оказали значительное влияние на дальнейшее развитие абрам­цевской резьбы, В.П. Ворносков исполь­зовал мотивы и приемы Вологодской плоскорельефной резьбы XVII-XVIII веков, отличавшейся характерной формой веток и листьев в виде закругленных пальчато­образных завитков, а также знакомые по пряничным доскам силуэты птиц и коней, свойственные орнаментам того времени.

Фото Блюдо. Кудринская резьба.
Рис. 2. Кудринская резьба с выбранным фоном. Блюдо.

Его творчество стало определяющим в развитии промысла. Художественное на­следие мастера многообразно. Он созда­вал мебель, домашнюю утварь, черниль­ные приборы, ларцы, декоративную скульптуру. Использовал различные приемы подкрашивания, полировки, заова­ленную технику резьбы, при которой края орнамента срезали (закругляли). Все это с успехом используют и современные рез­чики.

В 1921 году В. П. Ворносков возглавил артель "Возрождение", объединившую рез­чиков села Кудрино и соседних деревень. В дальнейшем мастера деревень Кудрино, Муговки, Левково и других были соедине­ны в "Ахтырскую артель столярно-резных художественных изделий". После смерти В.П. Ворнскова в 1940 году ведущим мастером абрамцево-кудринской резьбы стал резчик М.А.Артемьев, для работ которого характерна резьба с выборным (углубленным по отношению к орнаменту) и канфаренным фонами. В 1918 году в Абрамцево был организован музей. С 1977 года Абрамцево вместе с усадьбой Ахтырка стало Государственным историко-художественным и литературным музеем заповедником.

Фото Кудринская резьба. Ларец.
Рис. 3. Кудринская резьба. Ларец. (Автор В.А. Самойлова)

Хотьковский промысел

Декоративно-прикладное производство в городе Хотьково московской области было организовано в 1947 году. Первоначально здесь занимались изготовлением пуговиц, брошей, пряжек, заколок и вырезали из кости цевки. В дальнейшем в ассортименте артели появилась декоратив­ная скульптура из кости, мелкие туалет­ные коробочки, ларчики, пудреницы, под­носики с миниатюрной рельефной и ажурной резьбой. Для изготовления изде­лий использовали такие породы дерева, как орех, тис, капо-корень и т. д., которые дополнительно украшали костяными рез­ными вставками.

К 60-м годам хотьковские мастера осва­ивают и другие материалы - самшит, эбо­нит, гетинакс, перламутр. Резьба по самшиту приобрела в артели значение само­стоятельного творческого профиля. Пер­вые образцы в помощь мастерам были со­зданы художниками НИИ художествен­ной промышленности: Н. Б. Скубенко, Д. Н. Шушкановым, З. М. Зенковой, К Г. Зорило­вым и многими другими.

Резьба Нижегородской губернии

Курс №2. Резьба по дереву в SolidWorks

Резьба по дереву является старинным исконным промыслом жителей Нижего­родской области. Сохранились резные долбленые ковши, чаши и ложки местной работы XVII-XVIII веков с богатым рез­ным декором.

В начале XX века семеновские мастера работали по заказам Нижегородского гу­бернского земства, получая образцы, в том числе из абрамцевской мастерской. Семеновские мастера особое внимание уделяли формам токарных изделий.

В 20-30-х годах XX века на развитие резного искусства большое влияние ока­зал Г.П. Матвеев, с именем которого свя­заны характерные композиционные приемы: противопоставление гладкого полированного дерева орнаментальному поясу из крупных растительных форм или геометрических фигур. Поверхность орнаментов отличалась тем, что была блестящей, полированной, а выбранный фон - темным, матовым того же тона или контрастным.

 Резьба Вятской губернии

Широкое распространение в Вятской губернии имели архитектурная резьба, производство долбленой деревянной посуды, ложкарное дело. В конце XIX - нача­ле ХХ веков промыслы возглавлялись Вят­ским губернским земством. Было органи­зованно производство деревянных шкатулок, полочек, рамок и других изделий с резьбой, росписью и выжиганием.

К 60-м годам промысел был специали­зирован на геометрическую резьбу. В этом промысле используют прием оформле­ния изделий светлым резным орнамен­том, контрастно выделяющимся на тем­ном лакированном фоне. Резьбу обычно выполняют уже после их окрашивания и нанесения лака.

 

При написании статьи была использована литература: